2 июля 1940 г. верховное командование вермахта отдало первые боевые распоряжения главному командованию ВВС о участии авиации в начавшихся боевых действиях против Англии, которые должны завершится высадкой немецких войск на Британские острова. Перед немецкими ВВС были поставлены две основные задачи: во взаимодействии с военно-морским флотом воспрепятствовать торговому судоходству по Ла-Маншу и уничтожить английскую авиацию.
Бомбардировочные эскадры под прикрытием усиленных нарядов истребителей начали наносить удары днем по аэродромам, базам английских ВВС, авиационным школам, предприятиям оборонной промышленности и особенно авиационным заводам. В порядке подготовки к вторжению на острова авиация бомбила также объекты снабжения населения продовольствием и топливом, чтобы парализовать его волю к сопротивлению. На бомбардировку объектов В южной Англии направлялось, как правило, по 300-400 самолетов.
Английская истребительная авиация по состоянию на 11 августа имела в своем составе 704 самолета. Возглавлял ее маршал авиации Х. Даудинг. Истребительное авиационное командование имело в своем составе четыре авиагруппы: 10, 11, 12-ю и 13-ю, в которых насчитывалось 60 эскадрилий. Юго-западный и юго-восточный районы страны защищали 10-я и 11-я авиагруппы, на которые и легла основная тяжесть борьбы с немецкой авиацией. Система ПВО Англии располагала разветвленной сетью радиолокационных станций, размещенных на побережье. Они могли обнаруживать самолеты противника на дальности до 160 км, что не позволяло немцам достигать внезапности нанесения ударов по аэродромам и другим объектам. По их данным командование истребительной авиации могло своевременно поднимать самолеты в воздух на отражение налетов противника.
Над территорией Англии в воздухе развернулись ожесточенные сражения. Английские летчики-истребители, чувствуя свою особую ответственность за судьбу страны, на "Харрикейнах" и "Спитфайрах", вооруженных восемью пулеметами 7,62-мм, смело атаковали боевые порядки немецкой авиации и наносили ей большие потери. "Мы встретили равных себе летчиков, - пишет генерал Крейпе, - готовых сражаться до конца, несмотря ни на что".
Потери немецкой авиации с июля по ноябрь 1940 г. составили 1733 самолета, что потребовало резкого ограничения дневных налетов с переходом на ночные массированные удары по крупным промышленным центрам. Так, 15 ноября почти полностью был разрушен город Ковентри. Начался третий этап воздушной войны. В длинные зимние ночи немецкие летчики успевали выполнить по два боевых вылета на Лондон и его бомбило до 800 самолетов. Положение города было тяжелым, но и немецкая авиация несла большие потери. В отдельных вылетах потери и нанесенный ущерб были соизмеримы по стоимости.
На совещании в Париже в феврале 1941 г. рейхсмаршал Геринг высказал командующим 2-м к 3-м воздушными флотами резкое недовольство результатами действий авиации. В связи с этим немецкая авиация повысила интенсивность бомбардировок английских городов, промышленных предприятий, портов. И только в конце мая 1941 г. обстановка для англичан резко изменилась к лучшему.
Готовя нападение на СССР, немецкое командование начало переброску авиации к своей восточной границе. 1 июня из боев против Англии был выведен 2-й воздушный флот и направлен на Восток. Его летчики имели большой опыт ведения боевых действий днем и ночью и он был поставлен на главное московское направление. Против Англии остался действовать лишь 3-й воздушный флот, которому была поставлена задача не снижать интенсивности налетов, чтобы скрыть замысел верховного командования до вторжения Германии в СССР.
Одновременно с наращиванием сил на своей восточной границе руководство фашистской Германии использовало часть своей авиации в начале апреля при захвате Югославии, а затем Греции. В мае авиация участвовала в воздушно-десантной операции по захвату острова Крит.
2 июня верховное командование вооруженных сил Германии сообщило, что борьба за остров Крит закончена, английские и греческие войска сопротивление прекратили. После завершения этой операции германское командование направило участвовавшие в ней соединения авиации на границу с Советским Союзом.